Ручки управления системой шаг—газ

Две ручки системы шаг—таз, установленные па общем горизонталь­ном вале, работающем на кручение (фиг. 218), размещены в кабине лет­чиков с левой стороны каждого сиденья.

Горизонтальный вал своими цапфами установлен па шарикоподшип­никах в литых кронштейнах 14 и 19, прикрепленных болтами к полу ка­бины. При переводе летчиком ручки шаг—газ вал поворачивается на цапфах вокруг своей оси и рычагом 15, приваренным к нему, приводит в движение цепь управления общим шагом несущего винта. Одновремен­но поводок 10, установленный на шлицах внутреннего валика 17, приво­дит в движение цепь управления нормальным газом двигателя.

На кронштейне 19 у левой ручки имеется зубчатый сектор 29 для

фиксации ручек шаг… — газ в их промежуточных положениях. Шаг зуба

сектора обеспечивает установку общего шага несущего винта — ч-с-рез, каж­дые 21,55

Конструктивно левая ручка шаг—газ выполнена следующим обра­зом. Основание ручки 31, изготовленное из сплава А Кб, с одной ст-оропы имеет фланец для крепления ее болтами к башмаку 9 горизонтального вала, а с другой — направляющее отверстие, в которое запрессован и укреплен в нем винтами стальной полый стержень 23.

На верхнем конце стержня установлена па двух шарикоподшипниках поворотная рукоятка 2, на которую запрессована и закреплена к ней четырьмя винтами бронзовая гайка 3 с во-сьмизаходной резьбой прямо­угольного профиля. Рукоятка изготовлена из стали 45 и обтянута сна­ружи специальной резиновой муфтой 43. Нижний шарикоподшипник за­прессован — в рукоятку и прижат к ней при помощи шайбы 45 гайкой 3. Верхний шарикоподшипник плавающий.

Для затяжки рукоятки на стержне гайкой 41 внутри — ее между ша­рикоподшипниками установлена — распорная втулка 44. Контровка — гайки осуществлена при помощи специальной шайбы 42, путем — отгиба ее в шлицевые прорези гайки.

Бронзовая гайка пов-оротнсй — рукоятки навинчена на стальной винт 4, который при проворачивании рукоятки перемещается вдоль стержня ручки.

Для уменьшения трения скольжения винт установлен па стержень на двух бронзовых втулках с легкоходовой посадкой. Поступательное

перемещение винта обеспечивается двумя шпонками 5, прикрепленными винтами к стержню ручки; направляющие пазы под шп-онки в хвостовике винта имеют длину, равную 36 мм. При повороте рукоятки — па угол 95° шпонки, размещенные в направляющих пазах, ограничивают перемеще­ние винта до 17 мм. На хвостовик винта — навинчен и законтрен контр­гайкой дуралю-мипо-вый ползун 7, который вместе с винтом перемещает­ся — вдоль стержня. В нижней части ползуна установлена на — резьбе спе­циальная консольная шпилька для подсоединения звена 12.

На основании 31 ручки установлена на шарикоподшипниках двупле­чая качалка 8, — одно плечо которой соединено — регулируемым звеном 12 270

с ползуном, а другое — звеном 13 с поводком 10. В нижней части кронштейна 19 на шарикоподшипниках установлена двуплечая ка­чалка 36, связанная тягой 35 с поводком 10. Второе плечо качалки 36 служит для подсоединения цели управления нормальным газом. Шарнир­ные соединения звеньев с ползуном, с качалкой и поводком осуществле­ны на шарнирных подшипниках ПК).

При повороте рукоятки ползун, перемещаясь вдоль стержня, через звенья и качалку поворачивает поводок 10 вместе с внутренним вали­ком 17. На правой ручке поворотная рукоятка связана (аналогично ле­вой) со вторым поводком 10 внутреннего валика, чем обеспечивается синхронность поворота рукояток правой и левой ручек шаг—газ и воз­можность управления е любой ручки.

Для регулирования степени свободы вращения поворотной рукоятки на левой ручке имеется фрикционный тормоз. Момент торможения обра­зуется вследствие трепня конусных поверхностей бронзовой гайки пово­ротной рукоятки и стального кольца 24, нажимаемого — пружиной 25. На­тяжение пружины, а следовательно-, и величина тормозного мод-тента, ре­гулируется муфтой 26, установленной на резьбе кольца 27. Кольцо — 27 неподвижно закреплено винтами на стержне ручки совместно с направ­ляющими ш п о н к а м и.

Для стопорения ручек на зубчатом секторе, внутри полого стержня ручки, установлен с ходовой посадкой стакан 37. В окно стакана заде­лана защелка 38, жестко связанная с ним штифтом. Защелка изготовле­на из стали 18ХНВА с цементированной поверхностью.

Надежное сцепление защелки с зубьями сектора, а следовательно, и стопорение всей ручки, обеспечивается пружиной 28, которая, упираясь в буртик втулки 40, отжимает стакан 37 вверх.

Выключение стопора осуществляется нажатием гашетки 1, шарнир­но установленной в ушках колпачка 21. Колпачок навернут на верхнюю часть поворотной рукоятки и законтрен двумя резьбовыми штифтами.

При нажатии гашетки поршень 20 перемещается вниз и посредством тяги 22, шарнирно связанной с ним и стаканом 37, отжимает пружину а выводит защелку из зацепления с сектором.

Для выключения стопора с правой ручки поршень последней связан тягами 6, 18 и 34 н двумя качалками 30 со стаканом левой ручки.

Для устранения возможности проворачивания поршня 20 при пово­ротах рукоятки на нем установлена направляющая шпонка, скользящая в пазах стержня ручки.

Сферическая поверхность поршня и нажимная часть гашетки цемен­тированы и — отшлифованы. Тяги 6, 22 и 34 выполнены из стальных тру­бок е приваренными наконечниками. Тяга 18 изготовлена из дуралюми — новой трубки е приклепанными стальными наконечниками. Вое шарнир­ные соединения указанных тяг — осуществлены на — бронзовых втулках. Тя­ги 6, 22 и 18 имеют регулировку по длине за счет резьбовых наконеч­ников.

Правая ручка шаг—газ по — конструкции аналогична левой и отли­чается от нее только отсутствием фрикционного тормоза поворотной ру­коятки, стакана с защелкой и пружины стопорного устройства.

Горизонтальный вал выполнен из хромансилевой трубы 16 с прива­ренными фланцевыми втулками 46 и рычагом 15. К втулкам на плотной посадке присоединены башмаки 9 из сплава А Кб и укреплены каждый тремя болтами к фланцам втулок.

Цапфы 33 из хромансилевой стали плотно посажены в башмаки и зажаты накидными гайками 32, законтренными стопорными кольцами.

Четыре шпильки, ввернутые в каждый башмак, служат для крепле­ния ручек. Внутри башмаков, соосно е осью цапф, установлено по одно-

му шарикоподшипнику, на которых поворачивается внутренний валик 17, кинематически связывающий поворотные рукоятки правой и левой ручек.

В левом башмаке шарикоподшипник зажат резьбовой втулкой, а в правом — подшипник плавающий, т. е. имеет возможность перемещаться относительно башмака в осевом направлении.

Внутренний валик 17 выполнен из дуралюмиповой трубы с вклепан­ными стальными наконечниками 11. Наконечники имеют эвольвентные шлицы, на которых осуществлена установка стальных поводков 10, и хвостовики с резьбой. На хвостовики навернуты шлицевые гайки, удер­живающие поводки от осевых перемещений. Контровка гаек осуществ­лена отгибными шайбами. Внутри валика проходит регулируемая тяга 18 стопорного устройства, которая подсоединена к качалкам 30, уста­новленным на бронзовых втулках в башмаках.

Кронштейны 14 и 19 изготовлены из магниевого литья МЛ5. В каж­дом кронштейне запрессовано по одному шарикоподшипнику закрытого типа, в которые при помощи своих цапф вмонтирован горизонтальный вал. В кронштейне 19 подшипник завальцован, в кронштейне 14 — пла­вающий. Внутренние обоймы подшипников затянуты специальными бол­тами 39, ввернутыми в цапфы.

Зубчатый сектор 29, укрепленный на кронштейне четырьмя болта­ми, выполнен из стали 18ХНВА с цементированными зубьями. На1 секто­ре установлен ограничитель нижнего положения ручки шаг—газ, соот­ветствующего 3°30′ общего шага несущего винта. Ограничитель выпол­нен в виде фрезерованной стальной скобы и укреплен на секторе при помощи болта.