Ручки управления системой шаг—газ
Две ручки системы шаг—таз, установленные па общем горизонтальном вале, работающем на кручение (фиг. 218), размещены в кабине летчиков с левой стороны каждого сиденья.
Горизонтальный вал своими цапфами установлен па шарикоподшипниках в литых кронштейнах 14 и 19, прикрепленных болтами к полу кабины. При переводе летчиком ручки шаг—газ вал поворачивается на цапфах вокруг своей оси и рычагом 15, приваренным к нему, приводит в движение цепь управления общим шагом несущего винта. Одновременно поводок 10, установленный на шлицах внутреннего валика 17, приводит в движение цепь управления нормальным газом двигателя.
На кронштейне 19 у левой ручки имеется зубчатый сектор 29 для
фиксации ручек шаг… — газ в их промежуточных положениях. Шаг зуба
сектора обеспечивает установку общего шага несущего винта — ч-с-рез, каждые 21,55
Конструктивно левая ручка шаг—газ выполнена следующим образом. Основание ручки 31, изготовленное из сплава А Кб, с одной ст-оропы имеет фланец для крепления ее болтами к башмаку 9 горизонтального вала, а с другой — направляющее отверстие, в которое запрессован и укреплен в нем винтами стальной полый стержень 23.
На верхнем конце стержня установлена па двух шарикоподшипниках поворотная рукоятка 2, на которую запрессована и закреплена к ней четырьмя винтами бронзовая гайка 3 с во-сьмизаходной резьбой прямоугольного профиля. Рукоятка изготовлена из стали 45 и обтянута снаружи специальной резиновой муфтой 43. Нижний шарикоподшипник запрессован — в рукоятку и прижат к ней при помощи шайбы 45 гайкой 3. Верхний шарикоподшипник плавающий.
Для затяжки рукоятки на стержне гайкой 41 внутри — ее между шарикоподшипниками установлена — распорная втулка 44. Контровка — гайки осуществлена при помощи специальной шайбы 42, путем — отгиба ее в шлицевые прорези гайки.
Бронзовая гайка пов-оротнсй — рукоятки навинчена на стальной винт 4, который при проворачивании рукоятки перемещается вдоль стержня ручки.
Для уменьшения трения скольжения винт установлен па стержень на двух бронзовых втулках с легкоходовой посадкой. Поступательное
перемещение винта обеспечивается двумя шпонками 5, прикрепленными винтами к стержню ручки; направляющие пазы под шп-онки в хвостовике винта имеют длину, равную 36 мм. При повороте рукоятки — па угол 95° шпонки, размещенные в направляющих пазах, ограничивают перемещение винта до 17 мм. На хвостовик винта — навинчен и законтрен контргайкой дуралю-мипо-вый ползун 7, который вместе с винтом перемещается — вдоль стержня. В нижней части ползуна установлена на — резьбе специальная консольная шпилька для подсоединения звена 12.
На основании 31 ручки установлена на шарикоподшипниках двуплечая качалка 8, — одно плечо которой соединено — регулируемым звеном 12 270
с ползуном, а другое — звеном 13 с поводком 10. В нижней части кронштейна 19 на шарикоподшипниках установлена двуплечая качалка 36, связанная тягой 35 с поводком 10. Второе плечо качалки 36 служит для подсоединения цели управления нормальным газом. Шарнирные соединения звеньев с ползуном, с качалкой и поводком осуществлены на шарнирных подшипниках ПК).
При повороте рукоятки ползун, перемещаясь вдоль стержня, через звенья и качалку поворачивает поводок 10 вместе с внутренним валиком 17. На правой ручке поворотная рукоятка связана (аналогично левой) со вторым поводком 10 внутреннего валика, чем обеспечивается синхронность поворота рукояток правой и левой ручек шаг—газ и возможность управления е любой ручки.
Для регулирования степени свободы вращения поворотной рукоятки на левой ручке имеется фрикционный тормоз. Момент торможения образуется вследствие трепня конусных поверхностей бронзовой гайки поворотной рукоятки и стального кольца 24, нажимаемого — пружиной 25. Натяжение пружины, а следовательно-, и величина тормозного мод-тента, регулируется муфтой 26, установленной на резьбе кольца 27. Кольцо — 27 неподвижно закреплено винтами на стержне ручки совместно с направляющими ш п о н к а м и.
Для стопорения ручек на зубчатом секторе, внутри полого стержня ручки, установлен с ходовой посадкой стакан 37. В окно стакана заделана защелка 38, жестко связанная с ним штифтом. Защелка изготовлена из стали 18ХНВА с цементированной поверхностью.
Надежное сцепление защелки с зубьями сектора, а следовательно, и стопорение всей ручки, обеспечивается пружиной 28, которая, упираясь в буртик втулки 40, отжимает стакан 37 вверх.
Выключение стопора осуществляется нажатием гашетки 1, шарнирно установленной в ушках колпачка 21. Колпачок навернут на верхнюю часть поворотной рукоятки и законтрен двумя резьбовыми штифтами.
При нажатии гашетки поршень 20 перемещается вниз и посредством тяги 22, шарнирно связанной с ним и стаканом 37, отжимает пружину а выводит защелку из зацепления с сектором.
Для выключения стопора с правой ручки поршень последней связан тягами 6, 18 и 34 н двумя качалками 30 со стаканом левой ручки.
Для устранения возможности проворачивания поршня 20 при поворотах рукоятки на нем установлена направляющая шпонка, скользящая в пазах стержня ручки.
Сферическая поверхность поршня и нажимная часть гашетки цементированы и — отшлифованы. Тяги 6, 22 и 34 выполнены из стальных трубок е приваренными наконечниками. Тяга 18 изготовлена из дуралюми — новой трубки е приклепанными стальными наконечниками. Вое шарнирные соединения указанных тяг — осуществлены на — бронзовых втулках. Тяги 6, 22 и 18 имеют регулировку по длине за счет резьбовых наконечников.
Правая ручка шаг—газ по — конструкции аналогична левой и отличается от нее только отсутствием фрикционного тормоза поворотной рукоятки, стакана с защелкой и пружины стопорного устройства.
Горизонтальный вал выполнен из хромансилевой трубы 16 с приваренными фланцевыми втулками 46 и рычагом 15. К втулкам на плотной посадке присоединены башмаки 9 из сплава А Кб и укреплены каждый тремя болтами к фланцам втулок.
Цапфы 33 из хромансилевой стали плотно посажены в башмаки и зажаты накидными гайками 32, законтренными стопорными кольцами.
Четыре шпильки, ввернутые в каждый башмак, служат для крепления ручек. Внутри башмаков, соосно е осью цапф, установлено по одно-
му шарикоподшипнику, на которых поворачивается внутренний валик 17, кинематически связывающий поворотные рукоятки правой и левой ручек.
В левом башмаке шарикоподшипник зажат резьбовой втулкой, а в правом — подшипник плавающий, т. е. имеет возможность перемещаться относительно башмака в осевом направлении.
Внутренний валик 17 выполнен из дуралюмиповой трубы с вклепанными стальными наконечниками 11. Наконечники имеют эвольвентные шлицы, на которых осуществлена установка стальных поводков 10, и хвостовики с резьбой. На хвостовики навернуты шлицевые гайки, удерживающие поводки от осевых перемещений. Контровка гаек осуществлена отгибными шайбами. Внутри валика проходит регулируемая тяга 18 стопорного устройства, которая подсоединена к качалкам 30, установленным на бронзовых втулках в башмаках.
Кронштейны 14 и 19 изготовлены из магниевого литья МЛ5. В каждом кронштейне запрессовано по одному шарикоподшипнику закрытого типа, в которые при помощи своих цапф вмонтирован горизонтальный вал. В кронштейне 19 подшипник завальцован, в кронштейне 14 — плавающий. Внутренние обоймы подшипников затянуты специальными болтами 39, ввернутыми в цапфы.
Зубчатый сектор 29, укрепленный на кронштейне четырьмя болтами, выполнен из стали 18ХНВА с цементированными зубьями. На1 секторе установлен ограничитель нижнего положения ручки шаг—газ, соответствующего 3°30′ общего шага несущего винта. Ограничитель выполнен в виде фрезерованной стальной скобы и укреплен на секторе при помощи болта.